Общеизвестно, что портрет, один из самых сложных жанров. Он требует не только чисто технического, ремесленного мастерства  в передаче внешнего  сходства, но и умения понимать и отображать образ во всём многообразии его эмоционально-психологических характеристик. Рассматривая портреты, написанные Владимиром Смерединским, понимаешь, что решение этих задач  было целиком в рамках творческого потенциала художника. Смерединский не только замечательно  владел рисунком, живописной пластикой,  но и  тонко чувствовал изображаемую модель. Этому во многом способствовало и то, что большинство портретируемых были члены семьи художника,  его родственники или друзья. Действительно, Смерединский портретировал только тех, кого хорошо знал  и любил…

 

   Более скромен в композиционном решении и графической проработке женский портрет (портрет жены) в военной форме, также выполненный карандашом (1943).

 

   На автопортрете 1943 года Смерединский изобразил себя в в   военной форме  с ромбами в петлицах, со сдвинутой на бок каракулевой шапкой. Острый пронзительный взгляд карих глаз, брошенный на зрителя, усиливает напряжение, подчёркивая в образе боевой дух, волевое начало.

 

   На другом «Автопортрете» (1944) Смерединский предстаёт перед нами уже в  новой военной форме  с погонами лейтенанта. При всей фотографичности данного изображения ему не откажешь в особой эстетике цветовой  организации плоскости листа.

 

   Яркий и внутренне содержательный образ создан Смерединским в акварели «Портрет жены»  1946   года. Утончённый характер образа  удачно подчеркивает изысканная  и, вместе с тем, непринуждённая поза модели, тонко  промоделированное лицо героини.

 

   О мастерстве Смерединского-рисовальщика ярко свидетельствует портрет Марии Николаевны Яковлевич. В этом небольшом- карандашном  рисунке, сделанном в 1946 году, пластическая выверенность удачно соединяются с выразительным динамичным штрихом и лёгкостью исполнения.

 

   Не лишён живописных достоинств и психологической выразительности  и портрет жены  написанный в сентябре 1946 года.

 

   Практически вариантом автопортрета 1943 года выглядит и «Автопортрет в папахе» написанный художником в 1946 или 1947 г. уже на холсте в технике масляной живописи. Однако  новая интерпретация образа  явно проигрывает первоначальному акварельному варианту как по замыслу и характеру образного решения, так и по  живописной  пластике.

 

   Подгрудное изображение в портрете жены, написанном в 1948 году по типологии приближается к образам девушек, комсомолок, делегаток, общественниц – хорошо  известным в советской иконографии 30-40-х годов  Вместе с тем выразительная пластическая моделировка лица, сочность живописи, свидетельствуют о неординарной одарённости В.Смерединского.

 

   Светлый и ёмкий образ  создан Смерединским в портрете 1949 года, где образ жены,  представлен на фоне зимнего пейзажа. Этот портрет – одна из наиболее удачных интерпретаций  любимой им  модели.

 

   То же мастерство пластической моделировки мы видим и на плохо сохранившемся портрете В.Г. Яковлевич где привлекательная внешность модели и удачно пойманное психологическое состояние придают светлому и чистому образу интригующую загадочность. Вполне вероятно, что это не этюд, а часть какой-либо композиции не дошедшей до нас в целостности (1950-е гг.) …

 

   Один из наиболее удачных портретов написанных в 1950-е годы – «Портрет  жены в цветном платье. В нём достаточно полно проявились черты южно-русской школы.. Точность рисунка, композиционная и конструктивная выразительность, непринуждённость позы модели, свежесть колористического решения позволяют этому произведению занять особое место в творчестве  Владимира Смерединского.

 

   Не менее выразителен и живописно эффектен «Портрет школьницы».(1952). В образном строе последнего -  тонкое ощущение времени,  того духа 50-х годов прошедшего века, который нашел выражение  в первую очередь в тщательно смоделированном и психологически-выразительном лицо модели.

 

   Портрет директора витебского художественно-графического педучилища Акима Несцеровича Солохо (1953) по своему образно-пластическому решению строг и официален. Парадная стилистика подчёркнута  строгим костюмом героя,  орденами и  почётными знаками, на нём. Словно апофеоз пафоса в портрете  — красный карандаш в руке директора  поднятый вверх остриём. Однако удивительно, что художник сохраняя всю эту значимую для того времени атрибутику советского портрета, внимателен к пластике и эмоциональной и психологической выразительности лица,  глаз героя. Здесь нет места фальши и наигранности.

 

   Написанный вскоре портрет жены с книгой (Сер. 1950-х) решён в тёплой гамме  охристо-коричневых и фиолетовато-розовых тонов. По сравнению с предыдущей работой это произведение более аскетично по диапазону  живописных интонаций.

 

   Постановочный характер и подчеркнутая композиционность, отличают портрет Лидии Григорьевны Довгяло (1958). Ритмической доминантой в нём становится наброшенный на плечи мех, который героиня портрета придерживает руками, пластически тщательно смоделированными на полотне. Так же живописно основательно  написано  и лицо модели.

 

   «Портрет Владимира Хрисанфовича Довгяло» (1958) представляет собой  разновидность жанрового тематического портрета. Несколько медицинских журналов, выложенных на столе, за которым сидит врач, характеризуют  этот образ профессионально. Типический образ советского интеллигента  вместе с тем наделён конкретными  индивидуализированными чертами.

 

   Среди наиболее удачных портретных образов можно назвать и композицию «Ученица. Портрет дочери» (1958).  Ярко выраженное образно-поэтичeское начало приближает это произведение к портрету–типу.   Хрупкая гармония между тщательной  пластической «сделанностью» живописного полотна и удачно найденным  образным решением придают этому портрету особую значимость.

 

   Это пожалуй самый выразительный и  глубокий из автопортретов художника,написанный в 1958 году, в котором непосредственность и простота композиционного решения лишь оттеняет темперамент героя, его одухотворенность  и волевой характер. Безусловно, как и в большинстве других портретов, написанных Смерединским,  именно глаза, взгляд становится наиболее верным выразителем основной  смысловой линии.

 

   Внимание к личности,   внутреннему состоянию модели  в «Портрете  студента (Довгяло Геннадий Владимирович)» (1963) также позволяет художнику создать психологически выразительный образ молодого человека.

 

   По внешним признакам «Портрет жены» (1970-е) можно было бы  также считать «парадным портретом». Репрезентативный трёхчетвертной полуразворот фигуры, «иконостас» медалей на груди… Взгляд, направленный на зрителя и удачно живописно обозначенные сложенные одна в одну ладони рук  выдают внутренне состояние героини  - психологически сложное  и далеко не однозначное. В данном портрете Смерединскому удаётся  создать действительно интересный  и глубокий образ женщины, чьей судьбы так  сурово коснулось военное лихолетье.

 

   Среди дошедших до нас  портретных композиций  следует назвать «Портрет Нины Григорьевны Яковлевич», написанный Смерединским в 1977 году.

 

   «Портрет дочери» скорее всего написан в один сеанс. Работа остановлена на стадии подмалёвка, в нём присутствуют  основные раскладки цветов, намечен поиск тональных отношений, цельность цветового этюда (1977).

 

   «Портрет внучки (Марина)». Последняя работа художника, оставшаяся незавершенной (1978).

 

   Особое место в творчестве Смерединского принадлежит натюрмортам, – в которых предметы обретают благодаря тонким цветовым отношениям особую одухотворенность.

 

   В «Сирени» ( 1960), образной доминантой становится букет цветов, в очень характерной для 60-х годов вазе. Композиционная собранность, внимание к иллюзорной тщательности в  передаче объектов, придают этому произведению особую выразительность.

 

   Ещё одна композиционная версия цветочного натюрморта на фоне окна – «Пионы. Натюрморт» (до 1965). Так же как и в предыдущей  работе, особую роль здесь играет прямой солнечный свет, создаваемые им живописные контрасты…

 

   Завершая разговор о живописном наследии Владимира Смерединского отчётливо понимаешь, что оно наверняка не исчерпывается двумя десятками живописных и графических произведений. И потому веришь, что время уносящее в вечность имя Художника наверняка допроявит и скорректирует его творческую биография дополнив её забытыми и затерянными сегодня в Огромном пространстве Искусства полотнами.






Rambler's Top100
Hosted by uCoz