Творческая биография Владимира Смерединского,  на две половины «разорванная» войной, таит в себе немало загадок. Можно лишь догадываться о той творческой атмосфере, которая царила в 1930-е годы на Киевской кинофабрике (будущей Национальной киностудии имени А.Довженко), куда в 1934 году пришёл работать Смерединский имея специальность «художник станковой живописи». Самой студии к тому времени, было, немногим более 7 лет, здесь было снято уже 10 фильмов,  шли эксперименты  со звуком и цветом в кино. Это был активный период деятельности на студии   и самого Александра Довженко, писавшего сценарии и снимавшего фильмы. Но  где  затерялись «творческие следы» молодого и наверняка амбициозного Владимира Смерединского?

   Трудно однозначно ответить и на  вопрос: почему оказавшись в послевоенное время в Витебске, возглавив  здесь Художественные мастерские Владимир Смерединский так редко экспонировал свои работы на выставках? Почему имея за плечами хорошую профессиональную школу и  опыт художник нередко отдавал предпочтение копиям, а не писал собственные работы? Как случилось, что утвержденный уже в 1948 году кандидатом в члены Союза художников Смерединский им так и не стал? Подобные вопросы можно множить. От ответа на каждый из них зависит корректность  оценок его творчества. Тем более, что составить  его целостную картину по немногим сохранившимся  работам разных лет  достаточно трудно.

   И вместе с тем, стилистика дошедших до нас произведений, особенности организации образности, принципы композиционного построения,  характер живописного   языка позволяют судить об основных тенденциях эволюции творческой манеры этого художника.

   Очевидно, что взгляды на искусство и творческие приоритеты В.Смерединского во многом определились во время  его учёбы в Одесском художественном институте. Стоявшая у истоков этого учебного заведения, Одесская Школа рисования и черчения,  была преобразована в художественное училище ещё в конце ХIХ.века (в 1899 г.). Поскольку,  художественных вузов на Украине до революции не было, Одесское Художественное училище (наряду с в Киевским и Харьковским) уже  тогда занимало особое положение в системе художественного образования.   В 1924 году Художественное  училище  в Одессе  в результате реорганизации  было переименовано в Политехникум изобразительных искусств, а позднее в Художественный институт. (В 1934 году Одесский художественный институт снова станет средним учебным заведением.).

   Когда Владимир Смерединский поступил учиться в Одесский Художественный институт, это заведение, вместе с  московским ВХУТЕМАСом, по праву считалось лучшим учебным заведением  в стране, имевшим все признаки школы. Здесь особо уважали и ценили, профессиональное мастерство. Несмотря на господствовавшую в Одессе свободу и атмосферу творчества, формалистические эксперименты в живописи там были значительно менее распространены, чем в Москве.

   В Одесском художественном институте В.Смерединскому  довелось учиться у Д.Крайнева – одного из старейших педагогов, уже в начале ХХ века работавшего в училище. В середине 1920- начале 1930 х в этом учебном заведении преподавали художники, творческая многогранность которых удачно сочеталась с высокой живописной культурой и профессионализмом. За плечами у большинства была учёба в художественных академиях России и Европы. Живопись и графические дисциплины. преподавали выпускники Петербургской АХ  А.Шовкуненко (С 1926 преподавал в Одесском политехникуме изобразительных искусств, с 1929 – в ОХИ (с 1935 – профессор),  А.Гауш ( в ОХИ (1928 – 1934, профессор с 1928), ОХУ (1934 – 1938),  и  Ю.Бершадский (с 1928 г. преподаватель, с 1933 года  - профессор ОХУ), обучавшийся в начале века в Мюнхенской Академии искусств А.Ашбе и Парижской Академии Т.Фраерман,   выпускник Краковской Академии изящных искусств М.Жук, ученик В.А.Фаворского М.Д.Муцельмахер,  Учёба  и общение с такими  мастерами уже сама по себе была для молодого дарования  удачей…

   Да и сама жизнь в Одессе, бывшей ещё недавно четвёртым городом России и приметным европейским городом, много значила для постигающего азы искусства художника. В начале XX века художественные выставки и салоны были неотъемлемой частью культурной жизни Одессы, которая по насыщенности не уступала Петербургу, Москве и даже Парижу! В Художественном музее Одессы имелись великолепные коллекции искусства от античности до самых последних художественных веяний в области живописи, графики, скульптуры, доступные Смерединскому, как и любому студенту художественного института. А в библиотеке последнего хранилась великолепная коллекция альбомов репродукций произведений мастеров разных стран.Именно под влиянием традиций одесской живописной школы и творчества её лучших представителей, связавших свою судьбу деятельностью Одесской рисовальной школы, художественного института, и происходило формирование живописного видения Владимира Смерединского.

   Одесская школа живописи, которая в российском искусствоведении получила  ещё название «южнорусской», несмотря на недостаточную изученность, - особое явление  в котором  тесно переплетены русская и украинская живописные традиции В разное время  своим творчеством её формированию способствовали    И. Айвазовский, В. Верещагин, И. Репин, К. Костанди, Б. Эдуардс, Г. Ладыженский, Р. Судновский, М. Врубель,  Л Пастернак, И. Бродский, П. Волокидин, Н. Альтман, Д. Бурлюк, А. Шовкуненко. И хотя   основы этой школы были заложены еще в 1890 «Товариществом южнорусских художников», которое разделяло творческие идеи русских передвижников, окончательно понятие «одесская школа живописи» оформилось лишь в конце 1960-х - начале 1970-х  годов. 

   Как и большинству воспитанников одесской школы живописи Смерединскому  в целом была свойственна высокая живописная культура светоносность письма и колористическая утонченность,   стремление передать неповторимость состояния модели.. Анализируя работы художника послевоенного периода понимаешь, что сопоставляя полотна  представителей одесской живописной школы, с  картинами французских импрессионистов, многие исследователи совершенно не случайно отмечали их стилистическую близость, насыщенность солнечным светом и морским воздухом, наличие тончайших оттенков и полутонов.

   Вероятно и присущая Владимиру Смерединскому увлечённость портретной живописью, во многом была предопределена   учебой в  Одесском художественном институте,   у педагогов которого этот жанр пользовался особой популярностью. Многие из выпускников этого художественного заведения впоследствии посвятили себя портрету и стали известными портретистами...




Rambler's Top100
Hosted by uCoz